Как заставить велосипед ехать без мышечных усилий человека? Именно с этого вопроса началась история мотоцикла.
Впервые в конце 60-х годов 19 века на него попытался ответить французский инженер Луи-Гийом Перро, оснастив «железного коня» паровым двигателем. Работал мотоцикл Перро на спирту и воде. Горящий спирт нагревал воду до состояния пара, пар в свою очередь двигал поршень в цилиндре, а ремённая трансмиссия передавала крутящий момент на заднее колесо.
Внешне прототип имел мало общего с привычным для нас байком. По факту, это был деревянный велосипед, сконструированный изобретателем Пьером Мишо в 1853-м году, так называемый «костотряс» без рессор и амортизаторов.
Немногим позже американец Сильвестр Ропер собрал нечто подобное. Но его конструкция больше напоминала паровоз с трубой – водитель должен был периодически закидывать уголь в топку.
В 1884 году изобретатель Люциус Коупленд представил миру паровой мотоцикл на базе велосипеда American Star. Машина могла преодолеть около полутора километров за 4 минуты и ехать не заправляясь в течение часа. 45-ти килограммовый котёл располагался вокруг рулевой колонки. В отличие от изобретения Перро, мотоцикл Коупленда работал на керосине.
В 1886 году стараниями двух гениев инженерии Готлиба Даймлера и Вильгельма Майбаха на свет появился первый мотоцикл с ДВС. В сравнении с паровыми двигателями новый мотор был компактнее, мощнее и выдавал максимальные на тот момент 600 оборотов в минуту. Да и внешний вид байка был близок к современному: в конструкции была предусмотрена пространственная рама с двигателем внутри, рулевая колонка с прямым рулём и сидение, сделанное из седла для верховой езды.
Но первым вошедшим в серию бензиновым мотоциклом стал Hildebrand & Wolfmüller в 1894 году. За 3 года по разным подсчётам компанией было произведено от 800 до 2000 экземпляров.
К сожалению, на этом всё и закончилось. В технологическом плане агрегат оказался тупиковым. Идея прямого привода на заднее колесо себя не оправдала – мотоцикл выдавал всего лишь 240 оборотов в минуту, отчего мощность была очень скромной – 2,5 лошадиных силы.
Более того, зажигание производилось от калильной трубки, что было крайне небезопасно. В случае падения байка топливо часто вытекало и воспламенялось.
В 1896 году экспериментировать с моторизованными велосипедами начали братья Вернер. Первый «мотоциклет» оснащался 217-ти кубовым двигателем компании De Dion Bouton с аналогичным калильным зажиганием. Переднее колесо управлялось через ремённый привод. Несмотря на популярность и коммерческий успех, мотоциклы Werner нельзя было назвать безопасными: из-за высокого центра тяжести и узкой шины байк часто заносило и опрокидывало.
Обновленная модель 1899 года уже имела систему электрозажигания, весила меньше и была послушнее в управлении. Эту модификацию Werner можно считать первым современным мотоциклом. Но это уже другая история.
Продолжение следует…